Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
Ни Новый год, ни Рождество, ни любой другой большой праздник немыслим без шампанского. Как выбрать лучшее из лучшего?
Сразу следует оговориться, что настоящее шампанское может быть только из провинции Шампань, а все остальное считается игристыми напитками. Для производства шампанского используется три сорта винограда: «Шардоне», придающий вину тонкий и изысканный аромат, «Пино Нуар», сообщающий вкусу напитка силу и глубину, и «Пино Менье», подчеркивающий вкусовые и ароматические нюансы букета. Все марки, независимо от производителя, относятся к высшей категории французских вин – АОС. На большинстве этикеток знаменитых Домов ни эта аббревиатура, ни обязательное в других случаях Appelation Champagne Сontrolee даже не указывается – их качество не подле-
жит сомнению.
26 великих шампанских Домов (именно дом – maison – и никак иначе!) объединены в Синдикат элитных марок шампанского (SGMC), основанный в 1882 г.
Первый Дом – знаменитый Ruinart - появился еще в 1729 г. Сегодня фирма большую часть своей продукции оставляет для внутреннего рынка, а на экспорт идет лишь 15% вина, разлитого в бутылки, стилизованные под старину. Дом Louis Roederer выпускает 2,5 млн. бутылок в год, причем 75% используемого винограда получает с собственных виноградников. Это шампанское легко узнать по двуглавому орлу, украшающему металлические колпачки пробок.
Винная карта престижного ресторана будет неполной без Cristal – искрящегося вина, созданного в 1876 г. специально для русского императора Александра II.
Одно из самых изысканных и дорогих шампанских производит фирма Krug. Объем продаж невелик – всего 500 тыс. бутылок в год. В России очень популярно Moet&Chandon. Эта компания производит 25 млн. бутылок в год.
Легендарное Veuve Clicquot-Ponsardin, воспетое Пушкиным в «Евгении Онегине», обязано своим названием некой вдове Клико, которая, по легенде, первой привезла в Россию этот чудесный напиток. Его особенность в том, что оно на 2/3 состоит из черного винограда и на 1/3 из «Шардоне».
Taittinger основана в 1734 г. и считается одной из старейших компаний. Свой божественный напиток она изготавливает в основном из винограда «Шардоне». Отличительная особенность марки Taittinger Collection – этикетки, нарисованные известными современными художниками.
Выше перечислены наиболее известные компании, представляющие дорогие, качественные вина, но это далеко не все Дома, которые входят в синдикат.
Если вы собираетесь попробовать шампанское неизвестного вам производителя, обратите внимание на аббревиатуру из двух литер, скромно указанную в нижнем левом углу этикетки перед шестизначным регистрационным номером торгово-промышленной палаты, – в ней зашифрован статус производителя. Например, NM (негоциант-винодел) говорит о том, что компания изготовила шампанское из собственного и покупного сырья. Этими буквами отмечена продукция всемирно известных компаний.
При покупке бутылки с литерами RM (виноградарь-винодел) вы берете кота в мешке, при этом вас могут ожидать как приятные, так и не очень приятные сюрпризы. Однако это все же продукция стабильного качества. Буквы CM винодельческий кооператив) наводит на мысль о том, может ли кооператив выпускать качественный продукт.
RC говорит о том, что виноградарь-кооператор сдает урожай в кооператив, который производит напиток, а затем возвращает хозяину, который отправляет его на рынок под своей маркой. Есть над чем задуматься...
Под литерами ND скрывается негоциант-дистрибьютор, выпускающий продукцию, на которой бутилировщик отказался поставить свое настоящее имя, предпочитая скрыться под другим.
И, наконец, MA, так называемая «марка покупателя», свидетельствует о том, что шампанское получилось неудачным вследствие технологического нарушения или скверного урожая. Поэтому производитель, не желая подмочить свою репутацию, регистрирует некую компанию и под ее маркой пускает брак в продажу по весьма низким ценам.
Марина Маркова,
В мире науки, январь 2004
0 comments:
Отправить комментарий